АНАЛИЗ ПРИРОДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Первое исследование природы интеллектуального капитала было
предпринято Карлом-Эриком Свейби — шведским ученым, заинтригованным аномальным
поведением акций наукоемких компаний. Свейби, его коллеги, а также сотрудники
самого старого делового журнала Швеции Affarsvarlden обратили внимание, что
используемая журналом модель оценки первичного размещения акций не работает
применительно к высокотехнологичным компаниям.
Свейби пришел к выводу, что эти
компании располагали активами, не включенными в финансовую документацию и не
предусмотренными моделью Affärsvärlden. В 1989 году Свейби и его коллеги опубликовали
статью «Невидимый баланс» («Den Osynliga Balansräkningen Ledarskap»), в которой
были описаны три основных источника интеллектуального капитала: компетентность
сотрудников компании, ее внутренняя (патенты, модели, компьютерная и
административная системы) и внешняя (бренды, репутация, отношения с клиентами и
поставщиками) структуры.
Претерпев незначительные изменения — в частности, три составляющие интеллектуального капитала получили название человеческого капитала, структурного (организационного) капитала и потребительского капитала (капитала отношений), — модель Свейби остается актуальной и по нынешний день. В 1991 году Лейф Эдвинссон, сотрудник шведской компании Skandia, предоставляющей финансовые услуги, убедил руководство компании в необходимости его назначения на должность «директора по интеллектуальному капиталу». С тех пор Skandia превратилась в наиболее компетентную в деловой среде лабораторию по изучению интеллектуального капитала.
Идеи Свейби и Эдвинссона были подхвачены другими учеными и экономистами. Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи занялись исследованием процесса создания знания, а Томас А. Стюарт подытожил опыт изучения интеллектуального капитала в США.
Каждая компания или организация владеет всеми тремя формами интеллектуального капитала. Человеческий капитал состоит из знаний, навыков и способностей отдельных сотрудников и их групп. Сюда относятся как специальные технические знания, так и гибкие навыки наподобие умения продавать или эффективно работать в команде. С юридической точки зрения, человеческий капитал сотрудника не может являться собственностью компании. Таким образом, термин «человеческий капитал» относится не только к индивидуальным талантам служащих, но и к коллективным навыкам и способностям персонала. Одна из задач менеджеров компании заключается в эффективном управлении наиболее талантливыми сотрудниками: с одной стороны, необходимо не допустить излишней зависимости организации от нескольких служащих, а с другой — нужно побудить их поделиться своими знаниями и навыками с остальными. Личные качества, никак не связанные с бизнесом компании, например, красивый тенор специалиста по страховой математике, относятся к человеческому капиталу сотрудника, а не его работодателя.
Структурный капитал включает в себя активы, являющиеся собственностью компании: патенты, авторские права и торговые марки; процессы, методологии, модели; документы и другие источники знаний; компьютерные сети и программное обеспечение; административные системы и т. д. Хранилище данных и программное обеспечение, используемые для принятия решений, также относятся к структурному капиталу компании. С помощью процесса управления знаниями человеческий капитал (принадлежащий, как правило, лишь нескольким людям) может быть превращен в структурный (доступный для совместного использования). Примером подобного превращения являются рекомендации, разработанные проектной группой и предназначенные для использования при работе над аналогичными проектами. Некоторый тип структурного капитала допускает только совместное владение — к примеру, программное обеспечение с открытым исходным кодом. В целом же собственные активы, в том числе и интеллектуальные, имеют большую стратегическую ценность, нежели активы, в равной степени доступные вам и вашим конкурентам.
Потребительский капитал компании представляет собой ценность взаимоотношений с поставщиками, партнерами и клиентами. Две наиболее распространенные формы потребительского капитала — это ценность бренда и лояльность клиентов. Ценность бренда — это требования потребителей к качеству продуктов компании, за которое они готовы платить более высокую цену; ее можно оценить с финансовой точки зрения. Для оценки лояльности клиентурной базы используется метод анализа дисконтированных денежных потоков. Как правило, оба показателя подсчитываются при покупке или продаже компании.
Каждая организация, например, некоторые из указанных в каталоге hours, в разной степени владеет всеми тремя формами проявлениями интеллектуального капитала. К примеру, химическая компания занимается синтезом определенных химических соединений по заказу клиента. Ее интеллектуальный капитал может иметь человеческую природу в лице десятка высококвалифицированных химиков, структурную природу — в виде широкого набора патентов и методик или баз данных и экспертных систем либо основываться на особых взаимоотношениях компании с клиентами, поставщиками, университетами и т.п. Вероятнее всего, впрочем, уникальный актив компании — умение синтезировать определенные химические соединения — представляет собой комбинацию всех трех типов интеллектуального капитала. Стратегический подход к интеллектуальному капиталу заключается в анализе бизнес-модели организации и особенностей экономики ее отрасли с целью получения комбинации человеческого, структурного и потребительского капитала, дающем ей уникальное конкурентное преимущество.
Как минимум три характеристики интеллектуального капитала позволяют использовать его в качестве эффективного средства создания дополнительной ценности. Во-первых, организации, умело распоряжающиеся своими интеллектуальными активами, могут снизить стоимость владения физическими активами или повысить их рентабельность. К примеру, транспортные компании могут применить информационные сети, логистику и регулирование загрузки для оптимизации использования таких активов, как железнодорожные вагоны и контейнеры. Во-вторых, вложение средств в интеллектуальный капитал позволяет достичь поистине выдающегося уровня доходности. Профессор Нью-Йоркского университета Барух Лев более 25 лет наблюдал за 83 компаниями химической отрасли. В результате исследования он обнаружил, что доходность от вложения средств в исследования и разработки составляет 25,9% до уплаты налогов, в то время как доходность традиционных капиталовложений составляет немногим более 15%.
В-третьих, человеческий и потребительский капитал являются основными источниками инноваций и индивидуализации продукции. Увеличивающаяся сложность оборудования и информационных технологий привела к автоматизации большого количества повторяющихся операций. Несмотря на то, что экономия, обусловленная ростом масштабов производства, является преимуществом компании, в определенный момент ее ценность начинает уменьшаться: широкое
распространение средств автоматизации постепенно стирает различие между конкурирующими продуктами. Когда это происходит, решающее значение приобретают производные интеллектуального капитала — инновации, индивидуализация и обслуживание.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ НА ПРАКТИКЕ
• Рассматривайте знания как актив только в том случае, если из них можно извлечь экономическую выгоду.
• Создавайте человеческий капитал путем развития знаний, навыков и способностей персонала (как отдельных сотрудников, так и их групп), которые приносят ценность для потребителей.
• Превращайте человеческий капитал в структурный с помощью обмена знаниями и опытом.
• Оптимизируйте потребительский капитал — ценность взаимоотношений с поставщиками, партнерами и клиентами — за счет развития ценности бренда и завоевания лояльности клиентов.
• Используйте интеллектуальные активы для снижения стоимости владения физическими активами или повышения их рентабельности.
• Ищите конкурентные преимущества в инновациях, индивидуализации и обслуживании, а не в экономии, обусловленной ростом масштабов производства.