безопасность в аэропортах
Статьи

Безопасность в аэропортах: методы и программы

Неутешительная статистика свидетельствует о том, что одной из серьезных проблем в настоящий момент является безопасность на территории аэропортов гражданской авиации. Вместе с тем, существуют способы значительно снизить риск террористического акта и прочих угроз – для этого необходима эффективная система защиты, разработанная с учетом специфики функционирования подобных объектов. Наибольшие сложности вызывает большое скопление людей и их постоянное перемещение по территории, что затрудняет отслеживание потенциальных угроз и оперативное реагирование в случае взрывов, несанкционированного проникновения и т.д.

С целью борьбы с преступниками в современных аэропортах устанавливают высокотехнологичное оборудование, а именно:

  • рентген комплексы, позволяющие проводить сканирование пассажиров и багажа без опасности для здоровья и сохранности имущества. Как правило, такая аппаратура установлена в предпосадочной зоне, когда есть необходимость определить наличие у пассажиров запрещенных веществ, в том числе оружия и взрывоопасных смесей;
  • разделительные барьеры – специальные шлюзовые камеры, позволяющие исключить чрезмерное скопление людей в одном месте и многочисленные риски, которые связаны с образованием неконтролируемой толпы.

Поскольку контролировать большие площади достаточно сложно, к решению вопроса безопасности в аэропортах двадцать первого века подходят комплексно. Наряду с представителями охраны собственной службы охраны, на территории в обязательном порядке присутствуют представители государственных правоохранительных органов, а также сотрудники авиакомпаний. Благодаря такому подходу в большинстве случаев удается своевременно обнаруживать опасности, находить запрещенные предметы и предупреждать террористические атаки. Вместе с тем, риск незаконного вмешательства сохраняется, что говорит о необходимости в постоянном усовершенствовании систем безопасности аэропортов.

Программы авиабезопасности

Принимая во внимание высокую опасность, которой подвергают воздушные суда, а также пункты их приема и обслуживания, чрезвычайно важным на сегодняшний день является комплексный подход к обеспечению защиты в сфере гражданской авиации. С целью достижения максимальных результатов и предотвращения несанкционированного вмешательства, специалисты разных стран занимаются разработкой особых программ, которые позволяют эффективно бороться с терроризмом и оперативно реагировать в случае внештатных ситуаций. Как правило, основой для подобных программ становятся международные конвенции, где имеется четкая формулировка терминов, классификация преступлений и виды веществ, запрещенных к провозу на борту самолета.
Ключевая цель создания и внедрения программы состоит в стабильном поддержании безопасности и эффективности гражданской авиации, причем основные усилия направлены на:
• выявления потенциальных опасностей;
• охрану пассажиров, персонала, система связи, авиатранспорта и объектов инфраструктуры;
• предупреждения нападений и других преступлений, направленных на дестабилизацию работы гражданских аэропортов.
Под действие программ такого рода подпадают воздушные суда любой подчиненности и формы собственности, а также технического состояния. Больше того, в них четко прописываются требования к квалификации персонала, материально-техническому оснащению, а также устанавливаются службы и лица, несущие персональную ответственность за состояние и ситуацию на борту авиалайнера, в аэропорту и т.д.
На международном уровне существуют особые программы, например, SAFA, позволяющие оптимизировать взаимодействие авиационных властей и отдельных аэропортов посредством формирования единой базы данных и осуществления надзора за иностранными авиаперевозчиками.