Программа наземной подготовки слушателей к полетам на симуляторе Су-25 и тренажере Су-27 в «Авиаклубе 99»
Москва 2009 г.
Учебная цель: сформировать у слушателей теоретико-практические знания в области практической аэродинамики, самолетовождении и авиационной техники, выработать умения и навыки, необходимые для выполнения полетов на симуляторе Су-25 и тренажере Су-27.
Основными задачами обучения являются:
— овладение знаниями основ аэродинамики и динамики полета самолета;
— приобретение знаний в области самолётовождения и навигации; -изучение конструкции самолета, его систем, пилотажно-навигационного, радиоэлектронного оборудования и вооружения;
— овладение навыками полетов по кругу, в зону на простой и сложный пилотаж на симуляторе Су-25.
— ознакомление с тренажером су 27, правилами его эксплуатации, системой управления вооружением (СУВ), общим порядком действий при выполнении полета с применением оружия.
Учебно-тематический план
Наименование тем | Количество часов | |||
Всего часов | В том числе | |||
Лекции | Практич. занятия | Самост. работа | ||
Тема 1. Основы аэродинамики и динамики полета самолета. Механизация крыла. Органы управления самолетом. | 3.0 | 2.0 | _ | 1.0 |
Тема 2. Метеорологические условия полета. Самолетовождение и ориентировка в полете. | 3.0 | 2.0 | — | 1.0 |
Тема 3. Оборудование кабины Су-25. Правила эксплуатации самолета и двигателя, систем самолета на земле и в воздухе. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 4. Летно-технические характеристики Су-25. Техника пилотирования в зоне по выполнению фигур простого пилотажа. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 5. Инструкция по производству полетов на аэродроме. | 3.0 | 2.0 | _ | 1.0 |
Тема 6. Подготовка к полетам по кругу по упр.1 КУЛП. Порядок ухода на 2-й круг с глиссады (выравнивания) и с пробега (взлет конвейером). | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 7. Подготовка к полетам по упр. 2 КУЛП. Полет в зону на простой пилотаж. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 8. Подготовка к полетам по упр. 5 КУЛП. Полет в зону на сложный пилотаж. Техника выполнения бочки, глубоких виражей, переворота, петли Нестерова, полупетли. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 9. Общая характеристики самолета Су-27. Правила эксплуатации систем самолета и двигателей. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Тема 10. Техника пилотирования и боевое применение самолета Су-27. | 4.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
Итого: | 37 | 20 | 7 | 10 |
Учебная программа
Тема 1. Основы аэродинамики и динамики полета самолета. Механизация крыла. Органы управления самолетом.
Предмет аэродинамики как раздела механики. Характеристики воздуха. Принцип относительности движения. Фундаментальные законы механики: закон сохранения массы, закон сохранения импульса, закон Бернулли, закон сохранения энергии. Несжимаемые течения. Подъемная сила, коэффициент подъемной силы, его зависимость от угла атаки. Влияние механизации крыла на подъемную силу. Органы управления самолетом. Влияние вязкости. Сжимаемые течения, ударные волны, особенности обтекания крыла на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях. Балансировка самолета. Статическая устойчивость самолета по перегрузке. Аэродинамическая компоновка Су-25. Особенности продольной балансировки Су-27. Устойчивость самолета по скорости. Схема сил, действующих на самолет при выполнении фигур простого и сложного пилотажа.
Тема 2. Метеорологические условия полета. Самолетовождение и ориентировка в полете.
Классификация метеорологических условий полета. Минимум аэродрома, самолета, летчика по метеоусловиям посадки. Опасные явления погоды. Подготовка к выполнению полета по маршруту. Картография. Карты, используемые в полете. Прокладка маршрута полета. Наставление по штурманской службе. Способы выхода на исходный пункт маршрута. Способы определения курса следования. Контроль и исправления пути. Полет по маршруту с использованием ПНК при директорном и ручном управлении самолетом. Возврат и заход на посадку на запрограммированный аэродром. Правила ведение ориентировки в полете в простых и сложных метеоусловиях. Действия летчика при потере ориентировки.
Тема 3. Оборудование кабины Су-25. Правила эксплуатации самолета и двигателя, систем самолета на земле и в воздухе.
Назначение и летные характеристики Су-25. Эксплуатационные ограничения по самолету и двигателю и их причины. Устойчивость и управляемость самолета. Взлетно-посадочные характеристики. Эксплуатация силовой установки, топливной, гидравлической и пневматической систем, системы управления самолетом и САУ. Система электроснабжения, система спасения летчика, кондиционирования воздуха. Кислородное оборудование. Эксплуатация пилотажно-навигационного оборудования. Радиоэлектронное и специальное оборудование самолета.
Тема 4. Летно-технические характеристики Су-25. Техника пилотирования в зоне по выполнению фигур простого пилотажа.
Летно-технические данные самолета. Техника выполнения и распределение внимания, действия с органами управления самолета при выполнении разворотов на заданный курс, набора высоты и снижения с заданными вертикальными скоростями, восходящей и нисходящей спирали.
Тема 5. Инструкция по производству полетов на аэродроме.
Описание аэродрома: положение, маркировка ВПП, РД. и полос и воздушных подходов, технические площадки. Минимум аэродрома, метеоминимум аэродрома для посадки. Зоны ожидания, пилотажа, выброски парашютистов, площадки для вынужденной посадки. Навигационные данные для ухода на запасные аэродромы. Выполнение полетов на аэродроме: взлет, посадка, выход из аэродрома для ВС, порядок входа (выхода) в зоны, порядок выполнения полетов в зонах ожидания. Обслуживание воздушного движения органами ОВД в простых и сложных метеоусловиях. Действия экипажа и управление полетами при возникновении особых случаев. Обеспечение полетов аэронавигационной информацией, метеорологическое и орнитологическое обеспечение, штурманское, инженерно-авиационное обеспечение, организация и порядок подготовки авиационной техники, аэродромно-техническое, медицинское и поиско-спасательное обеспечение.
Тема 6. Подготовка к полетам по кругу по упр.1 КУЛП. Порядок ухода на 2-й круг с глиссады (выравнивания) и с пробега (взлет конвейером).
Действия летчика перед посадкой в кабину и после посадки. Эксплуатационные ограничения по самолету и двигателю и их причины. Запуск двигателей и проверка систем самолета. Подготовка к выруливанию и руление. Техника выполнения взлета. Уход на второй круг. Особенности полетов «конвейером» и последовательных взлето-посадок. Заход на посадку с использованием АРК. Заход и расчет на посадку с прямой, с расчетного рубежа и двумя разворотами на 180. Особенности полетов в сложных метеоусловиях.
Тема 7. Подготовка к полетам по упр. 2 КУЛП. Полет в зону на простой пилотаж.
Подготовка к полетам в зону. Порядок взлета, набора высоты и выхода в зону пилотажа. Порядок ведения радиообмена. Ведение ориентировки и сохранение места в зоне. Техника выполнения виражей с креном 45, восходящей и нисходящей спирали с углом 45, пикирования и горки с углами 30. Выход из зоны, вход в круг полетов, заход на посадку и посадка.
Тема 8. Подготовка к полетам по упр. 5 КУЛП. Полет в зону на сложный пилотаж. Техника выполнения бочки, глубоких виражей, переворота, петли Нестерова, полупетли.
Техника выполнения виражей. Зависимость перегрузки установившихся виражей от высоты и скорости полета. Пикирование с углом 60. Переворот. Потеря высоты за переворот в зависимости от скорости вывода из него, от высоты ввода, режимов работы двигателя и перегрузки. Минимальные скорости ввода в полупетлю. Действия летчика при потере скорости в верхней части петли. Техника выполнения боевого разворота и режимы полета. Горка, режимы ввода и вывода. Выполнение бочек на различных скоростях и высотах полета.
Тема 9. Общая характеристика самолета Су-27. Правила эксплуатации систем самолета и двигателей.
Предназначение самолета Су-27. Продольная устойчивость и управляемость самолета. Боковая устойчивость и управляемость самолета. Взлетно-посадочные характеристики. Эксплуатация силовой установки. Эксплуатация топливной системы. Эксплуатация гидравлической и пневматической систем, взлетно-посадочных устройств. Эксплуатация системы автоматического управления (САУ).
Система дистанционного управления СДУ. Состав и назначение элементов навигационного комплекса самолета: информационный комплекс вертикали и курса
ИК-ВК; БЦВМ; РСБН; АРК-22. Эксплуатация ПНК.
Тема 10. Техника пилотирования и боевое применение самолета Су- 27.
Назначение и летные характеристики Су-27. Эксплуатационные ограничения по самолету и двигателям, их причины. Продольная, поперечная и путевая устойчивость и управляемость самолета. Взлетно-посадочные характеристики. Эксплуатация силовой установки, топливной, гидравлической и пневматической систем, системы управления самолетом и САУ. Система электроснабжения, система спасения летчика, кондиционирования воздуха. Кислородное оборудование. Эксплуатация пилотажно-навигационного оборудования. Радиоэлектронное и специальное оборудование самолета.
Система управления вооружением (СУВ). Общий порядок действий при выполнении полета с применением оружия. Подготовка к полету на перехват. Программы полета на перехват воздушных целей. Выход в боевое соприкосновение с целью.
Практические занятия
Тема 3. Оборудование кабины Су-25. Правила эксплуатации самолета и двигателя, систем самолета на земле и в воздухе.
Слушатели под руководством преподавателя тренируют навыки эксплуатации самолета и двигателя, систем и оборудования кабины самолета на симуляторе Су-25.
Тема 4. Летно-технические характеристики Су-25. Техника пилотирования в зоне по выполнению фигур простого пилотажа.
В ознакомительном полете на симуляторе Су-25 в зоне слушатели отрабатывают действия с органами управления самолета и распределение внимания при выполнении разворотов на заданный курс, набора высоты и снижения с заданными вертикальными скоростями, восходящей и нисходящей спирали.
Тема 6. (Практическое занятие). Подготовка к полетам по кругу по упр.1 КУЛП. Порядок ухода на 2-й круг с глиссады (выравнивания) и с пробега (взлет конвейером).
Слушатели отрабатывают на симуляторе Су-25 действия летчика перед посадкой в кабину и после посадки, запуск двигателя и проверку систем самолета, технику выполнения взлета, построение маршрута при полетах по кугу, уход на второй кругу, заход на посадку с использованием АРК с прямой и двумя разворотами на 180.
Тема 7. (Практическое занятие). Подготовка к полетам по упр. 2 КУЛП. Полет в зону на простой пилотаж. Техника выполнения виражей с креном 45, восходящей и нисходящей спирали, пикирования и горки с углами 30.
Слушатели отрабатывают на симуляторе Су-25 порядок взлета, набора высоты и выхода в зону пилотажа, порядок ведения радиообмена, ориентировки и сохранение места в зоне, технику выполнения виражей с креном 45, восходящей и нисходящей спирали с углом 45, пикирования и горки с углами 30, выход из зоны, вход в круг полетов, заход на посадку.
Тема 8. (Практическое занятие). Подготовка к полетам по упр. 5 КУЛП. Полет в зону на сложный пилотаж. Техника выполнения бочки, глубоких виражей, переворота, петли Нестерова, полупетли.
Слушатели на симуляторе Су-25 отрабатывают порядок взлета, набора высоты и выхода в зону пилотажа, ведение радиообмена и ориентировки, сохранение места в зоне, технику выполнения виражей с креном 60, пикирование с углом 45, боевого разворота, переворота, полупетли, бочек на различных скоростях и высотах полета.
Тема 9. (Практическое занятие). Правила эксплуатации систем самолета Су-27 и двигателей.
Слушатели отрабатывают на тренажере Су-27 действия летчика с арматурой перед посадкой в кабину и после посадки, запуск и опробование двигателей, проверку систем самолета; знакомятся с пультами управления системой дистанционного управления (СДУ), системой автоматического управления самолетом (САУ), с составом и назначением элементов пилотажно-навигационного комплекса самолет (ПНК), БЦВМ; РСБН; АРК-22; системой управлении вооружением (СУВ).
Тема 10. (Практическое занятие). Техника пилотирования и боевое применение самолета Су- 27.
Слушатели знакомятся на тренажере Су-27 с продольной, поперечной и путевой устойчивость и управляемостью самолета на взлете, посадке и различных режимах полета; общим порядком действий при выполнении полета с применением оружия.
ВАЖНО! Данная программа не является учебной образовательной программой по подготовке летчиков и предназначена исключительно для развлекательного клуба в познавательных целях!