служба авиационной безопасности
Статьи

Служба авиационной безопасности: задачи и права

САБ — это служба авиационной безопасности, представляющая собой систему органов охраны аэропорта, которая защищает авиацию от внешнего незаконного вмешательства. Сотрудники службы регулярно проходят стажировки в Авиационных учебных центрах.
Служба безопасности авиации использует современные специальные средства для обеспечения эффективного, законного, тщательного досмотра перед полетом. К таким средствам относят системы сканирования, интроскопы, детекторы взрывоопасных веществ.

САБ является авиационной службой со специальными уставными задачами. Сотрудники имеют право носить и применять оружие в случаях, установленных законодательством.
Службы авиационной безопасности имеют право: 

  • задержать личностей, которые нарушили требования авиационной безопасности, и передать их в правоохранительные органы. 
  • изъять груз, вещи, почту, вещества, относящиеся к предметам повышенной опасности, которые могут причинить вред.

Авиационная безопасность достигается посредством мер:

  • Предотвращение доступа в контролируемую зону лиц или постороннего транспорта.
  • Охрана воздушного транспорта с целью его защиты от проникновения посторонних лиц.
  • Исключение варианта террористического провоза оружия, в том числе отравляющих , взрывчатых, радиоактивных веществ, опасных для здоровья.
  • Соблюдение необходимых мер легального провоза оружия и веществ.
  • Проведение досмотра пассажиров до полета и после в соответствии с утвержденным федеральным законом.
  • Проведение мер по невмешательству правоохранительных органов в дела авиационной службы.

Сотрудниками службы авиационной безопасности не смогут стать лица, которые имеют еще непогашенную либо неснятую судимость за преступление, совершенное с корыстным умыслом. Также в штат сотрудников не будут приняты граждане, стоящие на учете в качестве наркоманов, алкоголиков и лиц с психическим расстройством. Те лица, которые были сняты или уволены с государственной должности в связи с совершением грубых дисциплинарных поступков также могут забыть о службе в САБе.
Предполетный и послеполетный досмотр производится в обязательном порядке на основании закона «О полиции» уполномоченными лицами авиационной службы.
Являясь самостоятельным структурным подразделением, служба авиационной безопасности дополнительно увеличивает мощь мер безопасности в моменты повышенной угрозы, чрезвычайных обстоятельств.

Безопасность перевозки пассажиров

Бесконечные социально-экономические проблемы, обострение международных конфликтов, захват заложников, террористические акты – не обошли стороной, к сожалению, и могущественную Россию. Особое внимание различные криминальные структуры уделяют воздушному транспорту нашей страны, где сосредоточены огромные денежные и материальные ресурсы. Известно огромное значение воздушного транспорта для нормальной жизнедеятельности каждой страны, поэтому большой резонанс вызывает у людей любое воздушное негативное происшествие.
Захваты авиалайнеров, а также попытки захватить их, угрозы взрывов или произведенные взрывы самолетов, серьезно подрывают доверие пассажиров к безопасности пользования воздушным транспортом, приводя к негативным экономическим, моральным, а подчас и политическим последствиям.
В связи с этим, Российская федеральная авиационная служба постоянно совершенствует систему авиационной безопасности России. В стране активно растет число аэропортов, готовых выполнять международные авиаперевозки.
Наша страна совершенствует действующие программы подготовки и повышения квалификации всех специализаций сотрудников аэропортов, разрабатывая при этом и новые варианты этих программ, для обеспечения мер авиационной безопасности пассажиров.
Для надежной безопасности авиапассажиров, членов экипажей авиалайнеров, обслуживающего персонала гражданской авиации, а также для исключения разнообразных противозаконных действий преступников, обязательно проводится предполетный досмотр авиапассажиров и их багажа.
Обязательному предполетному досмотру подвергаются также вещи, находящиеся при авиапассажирах. Непременно досматриваются перед полетом члены экипажей самолетов авиационный персонал, почта и грузы, бортовые запасы авиалайнеров.
Категорически запрещается перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку. Если пассажир отказывается от обязательного досмотра перед полетом, то с ним расторгается «Договор воздушной перевозки», в соответствии с «Воздушным кодексом РФ» — статья 85, пункт 3.
Досматривают багаж пассажиров и грузы в аэропортах при помощи разнообразных специальных и стационарных технических средств, часто при досмотрах используют служебных собак из кинологических подразделений.
Если поступает информация об угрозе террористического акта, пассажиры с вещами, их багаж, а также грузы и почта, находящиеся на авиалайнере, подвергаются тщательному повторному предполетному досмотру.

Задачи службы

Бесперебойное функционирование аэропортов и осуществление перелетов воздушным путем обеспечивается за счет комплекса особых мер, исключающих либо минимизирующих вероятность незаконного вмешательства. В общем понимании, авиационная безопасность – это совокупность мероприятий, направленных на достижение максимального уровня защиты объектов гражданской авиации. Для достижения поставленных задач задействуются, как материальные, так и человеческие ресурсы, что позволяет предупреждать противоправные действия, следствием которых может быть:
• угон или захват гражданского авиалайнера;
• возникновение угрозы для мирного населения;
• значительный финансовый ущерб отдельным лицам, организациям и государству;
• травмы или гибель людей, в том числе, несчастные случаи.
В связи со стремительным развитием авиации и появлением новых технологий, вопрос поддержания авиационной безопасности возникает особенно остро, при этом обязанности по контролю и регулированию ситуации возлагаются на:
• службы аэродромов и аэропортов;
• специализированные региональные и международные организации;
• государственные структуры, в том числе правоохранительные органы;
• департаменты безопасности авиакомпаний.
Права и допустимые меры воздействия для обеспечения защиты регулируются нормами международного права и национальным законодательством каждого конкретного государства. При этом выделяют несколько основных направлений деятельности, в частности, охрана авиатранспорта от проникновения посторонних и потенциально опасных лиц, а также принятие мер для исключения риска провоза оружия, боеприпасов и различных взрывчатых веществ на борту самолетов. Отдельное внимание уделяется территории аэропортов и аэродромов, которые оборудуются системами видеонаблюдения и сигнализации, а также патрулируются представителями охранных служб.